Тема 11. Внешнеторговая политика государства

План семинарского занятия

1. Сущность и основные направления внешнеторговой политики.

2. Тарифные методы регулирования международной торговли.

3. Нетарифные методы регулирования международной торговли.

4. ВТО: цели и задачи деятельности.

Методические указания

Международная торговля играет все возрастающую роль в экономичес-ком развитии, она стала мощным фактором экономического роста, с одной стороны, а с другой – значительно возросла зависимость стран от международного обмена. В этой связи в первом вопросе следует определить внешнеторговую политику как целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами и уяснить, как она влияет на направления внешнеторговых потоков. Важно рассмотреть макроэкономические эффекты экспорта и импорта, включая положительные и отрицательные последствия. Нужно проанализировать основные цели внешнеторговой политики: обеспечение страны необходимыми ресурсами; обеспечение экономического роста; изменение соотношения экспортно-импортных цен; изменение объема и структуры внешней торговли; выравнивание структуры платежного баланса; обеспечение стабильности национальной валюты; изменение способа и степени включения страны в международном разделении труда (МРТ).

Сложилось два принципиальных подхода к международной торговле и ее регулированию: либерализм,предполагающий свободу торговли, осуществление ее без ограничений, и протекционизм, обосновывающий государственное вмешательство в международный товарооборот в целях содействия его росту с учетом интересов национального хозяйства. Важно понимать, что политика либерализма способствует развитию МРТ и конкуренции; увеличению дохода государства; получению потребителями товаров в более широком ассортименте и их количественному росту. Необходимо рассмотреть основные цели политики протекционизма: поддержку отечественного производителя; обеспечение обороноспособности страны и экономической безопасности; защиту молодых отраслей экономики, национального рынка от импортного демпинга; содействие диверсификации производства. Нужно дать характеристику форм протекционизма: селективный, отраслевой, скрытый, коллективный; объяснить, почему в современных условиях либерализация внешней торговли является ведущей тенденцией, а современный протекционизм рассматривается как часть внешнеторговой политики государства.

Второй вопрос предполагает анализ таможенного тарифа как особого инст-румента внешнеторговой политики государства, с помощью которого осуществляется тарифная защита национального производителя от международной конкуренции с помощью определения уровня тарифной ставки, использования принципа дифференциации тарифной защиты по отраслям и ориентации на принцип тарифной эскалации.



Степень тарифной защиты (уровень ставки) различается по отраслям. Существует межотраслевой принцип формирования уровня тарифной защиты:тарифная защита находится в обратной зависимости от готовности перспективной отрасли участвовать в состязании с иностранным продавцом и в прямой зависимости от уровня добавленной стоимости, заключенной в импортном товаре. Следует показать, почему реализация указанного принципа обеспечит поддержку растущих отраслей, способных в перспективе включиться в процесс модернизации, укрепит внутренний рынок, сформирует группу эффективных национальных производителей. Основным принципом построения таможенного тарифа является принцип эскалации,согласно которому ставка пошлины растет по мере повышения степени обработки товара.

Таможенная пошлина представляет собойобязательный взнос, взимаемый таможенными органами при экспорте или импорте продукции. Необходимо рассмотреть классификацию таможенных пошлин по следующим критериям: по объекту взимания, по способу взимания, в зависимости от страны происхождения и от характера торгово-политических отношений между странами-контрагентами. Следует обратить внимание на особые пошлины: антидемпинговые, компенсационные, запретительные, преференциальные.

Нужно выявить влияние таможенного тарифа на потребителей, производителей и доход государства и показать, что от введения таможенного тарифа на импорт в выигрыше оказываются производители и государственный бюджет, а в проигрыше – потребители. Вместе с тем совокупный выигрыш производителей и государстваоказывается меньше, чем проигрыш потребителей, следовательно, введение тарифа на импорт приводит к чистым потерям благосостояния общества. Требуется показать последствия введения таможенного тарифа на импорт графически. На основе определения фактического уровня защитного тарифа, отличающегося от номинального уровня таможенного тарифа, надо сформулировать два основных принципа, лежащих в основе совокупного эффекта протекционизма.

Ведение таможенного тарифа на экспорт может быть целесообразным в том случае, когда цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового путем выплаты производителям соответствующих субсидий. В этом случае ограничение экспорта рассматривается государством как необходимая мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта. В основном экспортный тариф применяют развивающиеся страны, а также страны с переходной экономикой. Следует проанализировать последствия введения экспортного тарифа для потребителей, государства, производителей, общества в целом. Экспортный тариф эффективен, если страна-экспортер обладает монопольной властью как продавец данного товара на монопольном рынке, нужно показать это на примерах.



Одним из основных направлений развития тарифных методов регулирования внешней торговли является координация таможенной политики между странами путем создания зон свободной торговли или таможенных союзов. При создании зон свободной торговли участвующие в ней страны ликвидируют таможенные пошлины в торговле между собой, но каждая из них сохраняет свой уровень таможенной защиты по отношению к третьим странам. Таможенный союз предполагает не только беспошлинную торговлю между странами – участницами союза, но и установление единого внешнего таможенного тарифа. Вступление в таможенный союз сопровождается расширением торговли со странами – партнерами по союзу и одновременно свертыванием торговли с третьими странами. В целом, выигрывает или проигрывает страна от присоединения к таможенному союзу, зависит от того, какой эффект будет преобладать: эффект расширения или эффект свертывания торговли, нужно отразить это на графике.

В третьем вопросе необходимо дать классификацию нетарифных методов регулирования международной торговли: количественные, скрытые, финансовые; указать инструменты внешнеторговой политики в рамках каждого из названных методов. Импортная квота представляет собой количественное ограничение объема иностранной продукции, разрешенной ежегодно к ввозу в страну. Следует рассмотреть причины и последствия использования квот, различия эффектов введения квот и тарифов.

В настоящее время выделяют порядка 600 видов нетарифных ограничений (НТО), охватывающих как экспорт, так и импорт. Для определения НТО действует классификация ВТО. В соответствии с ней НТО можно разделить на пять групп:

участие государства в торговле (субсидии, правительственные закупки, государственное финансирование НИОКР, компенсационные пошлины);

таможенные и административные формальности (таможенная классификация, антидемпинговая практика и др.);

национальные промышленные стандарты, санитарно-ветеринарные и фитосанитарные нормы, требования, связанные с нормами здравоохранения, требования к упаковке и маркировке товара;

количественные и прочие специфические ограничения экспорта и импорта (импортные (экспортные) квоты, лицензирование,«добровольные» ограничения экспорта, встречная торговля и др.);

ограничения, связанные с механизмом платежей (внутренние налоги,пограничные косвенные налоги и др.).

В качестве дополнительных нетарифных методов регулирования международной торговли можно назватьмеждународные картели – монополистические объединения экспортеров, экономические санкции: торговое эмбарго и коллективные санкции.

В четвертом вопросе требуется рассмотреть многостороннее регулирование внешней торговли в рамках ГАТТ/ВТО. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) – многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. Действует с 1948 г. ВТО является правопреемницей ГАТТа с 1995 г. Цель ВТО: либерализация международной торговли путем сокращения пошлин и устранения нетарифных барьеров, предоставление режима наибольшего благоприятствования. Необходимо показать, что в основе внешнеторговой политики лежат режим наибольшего благоприятствования и национальный режим, объяснить механизм их действия. Внешнеторговая политикареализуется на разных уровнях:национальном,двустороннем, региональном, международном, предполагающем учет норм и правил ВТО, нужно проанализировать их.

Принципы деятельности ВТО: тарифные меры – это единственно приемлемые средства внешнеторгового регулирования; взаимность предоставления торгово-политических уступок; взаимное предоставление национального режима иностранным товарам и услугам; предоставление режима наибольшего благоприятствования на недискриминационной основе; «прозрачность» торговой политики; прогрессивное снижение тарифов. Требуется рассмотреть основные соглашения в рамках ВТО: по тарифам и торговле (ГААТ), по текстильным изделиям, о правилах и процедурах разрешения споров, по сельскому хозяйству, по техническим барьерам в торговле, по инвестиционным мерам в торговле, по антидемпинговым мерам, по торговле услугами (ГАТС).

Скоординированная либерализация международного обмена товарами и услугами в рамках ВТО в конечном счете выгодна странам, поскольку способст-вует решению как минимум двух задач:снижению импортных тарифов и как следствие – уменьшению относительных цен; обеспечению в долгосрочном периоде адаптации экономики к технологическим инновациям, новым структурам производства и новым условиям конкуренции. Следует оценить возможные последствия вступления России в ВТО.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Каковы цели внешнеторговой политики государства?

2. В чем состоит разница позиций протекционизма и либерализма по отношению к импорту внешнеэкономической политики?

3. Каковы типичные рецепты внешнеэкономической политики протекционизма?

4. Почему протекционизм ведет к ограничению внешней торговли?

5. Каковы формы современного протекционизма?

6. Охарактеризуйте макроэкономические эффекты экспорта и импорта страны.

7. Какими аргументами руководствовались протекционисты, рекомендуя сдерживать импорт товаров и стимулировать экспорт?

8. Почему в промышленно развитых странах экспортные пошлины применяются крайне редко?

9. Что представляет собой тарифная эскалация? Каковы причины ее использования?

10. Какие инструменты внешнеторговой политики способствуют пополнению доходной части государственного бюджета?

11. Что объединяет эффекты импортного тарифа и импортной квоты и чем они различаются?

12. Каковы различия экспортных и импортных тарифов в их воздействии на экономику страны?

13. Как введение таможенного тарифа на товар в малой и большой экономике повлияет на уровень мировых цен?

14. Может ли импортер получать выгоду от демпинга в краткосрочном периоде?

15. Почему использование импортных и экспортных квот квалифицируется как нерыночный инструмент внешнеторговой политики?

16. Может ли введение импортного тарифа и импортной квоты стать инфляционной угрозой для страны? А экспортный тариф и экспортная квота?

17. Какие методы регулирования относятся к нетарифным и какова их роль?

18. Охарактеризуйте цели и принципы деятельности ВТО.

Темы докладов и презентаций

1. Последствия политики протекционизма для участников международной торговли.

2. Внешнеторговая политика России в современных условиях.

3. Роль ВТО в регулировании взаимной торговли стран.

4. Импортный тариф как макроэкономический регулятор внешнеторговых отношений.

Литература

[1, 2, 5, 7, 13 – 15, 20 – 23].

Тема 12. Международное движение капиталов

План семинарского занятия

1. Понятие, цели и формы международного движения капитала.

2. Динамика вывоза капитала в мировой экономике.

3. Прямые и портфельные инвестиции.

4. Международная передача технологий.

Методические указания

В первом вопросе следует понять, что вывоз (экспорт, отток) капитала – это перемещение за границу стоимости в денежной или товарной форме с целью систематического получения прибылей или достижения других экономических, а также политических выгод. Следует рассмотреть показатели участия страны в международном движении капитала. Важно уяснить причины международного движения капитала и условия, благоприятствующие вывозу капитала. Следует выявить основных участников мирового рынка капитала. Классификация форм международного движения капитала отражает различные стороны этого процесса и может быть представлена с точки зрения следующих критериев: по субъектам, по форме стоимости, по срокам окупаемости, по функциональной роли. Необходимо дать классификацию форм международного движения капитала по указанным критериям. По форме приносимого владельцу дохода принято выделять капитал в ссудной и предпринимательской форме. Капитал в ссудной форме приносит доход инвестору в виде процентов – банковские депозиты и другие вклады за рубежом или же в своей стране в иност-ранной валюте, займы и кредиты, помощь. В статистике инвестиции, относящиеся к ссудному капиталу, принято называть прочими инвестициями. Капитал в предпринимательской форме (предпринимательский капитал) приносит инвес-тору доход преимущественно в виде прибыли от портфельных и прямых инвес-тиций. В особый вид капитала можно выделить государственные резервные активы (официальные золотовалютные резервы), так как почти во всех странах мира они состоят в основном из запасов иностранной валюты. Часть из них лежит без движения и поэтому может быть приравнена к депозитам в иностранной валюте, т. е. к ссудному капиталу, но основная часть обычно вложена в надежные иностранные ценные бумаги (преимущественно государственные облигации США и некоторых других развитых стран) и поэтому может быть отнесена к предпринимательскому капиталу. Необходимо рассмотреть основные цели, побуждающие экономических субъектов участвовать в международном движении капитала, позитивные и негативные последствия данного процесса.

При рассмотрении второго вопроса следует обратиться к отчету ЮНКТАД о мировых инвестициях, проанализировать структуру движения капитала по формам, видам, географическому признаку, по типам стран. Необходимо обратить внимание на международное движение капитала в динамике. Вывоз капитала преимущественно осуществляют транснациональные корпорации (ТНК), число которых постоянно растет. Для компаний многих стран производство товаров и услуг за рубежом уже стало главным способом работы на внешнем рынке. Важно выявить причины происходящих изменений.

В третьем вопросе следует уяснить, в чем заключается сущность прямых и портфельных инвестиций. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) определяются как вложение средств компаниями одной страны с последующим управлением этими предприятиями. Кроме вложения денежных средств зарубежный инвестор часто передает предприятиям свою технологию производства и управления предприятием. Следовательно, прямой инвестор приобретает длительный интерес в развитии предприятия как объекта инвестирования. Нужно обратить внимание на то, что входит в состав прямых инвестиций, каковы причины прямого инвестирования, в чем заключается его эффект для принимающей страны. Важно понять, почему государства, особенно с формирующимися рынками, стимулируют приток прямых иностранных инвестиций. Следует раскрыть формы стимулирования и преимущества зарубежного производства, выявить организационные формы, особенности и роль ПИИ в современных условиях.

Портфельные зарубежные инвестиции – это вложение капитала в иност-ранные ценные бумаги, не дающие инвестору права реального контроля над объектом инвестирования. Международные портфельные инвестиции разделяются на два вида: акционерные ценные бумаги и долговые ценные бумаги. Важно раскрыть их сущность, выигрыши и угрозы для экономики принимающей страны, выяснить, почему для стран с формирующимися рынками наиболее предпочтительными являются прямые инвестиции, нежели портфельные.

Для осуществления прямых и портфельных иностранных инвестиций важное значение имеет инвестиционный климат в стране. Важно уяснить, что инвестиционный климат – это совокупность экономических, юридических, политических, социальных и других факторов, которые предопределяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования в стране. Следует выявить основные параметры инвестиционного климата и обратить внимание на то, что объективные характеристики инвестиционного климата и их восприятие иностранными инвесторами нередко расходятся. Понятие «инвестиционный имидж» комплексно отражает различные аспекты инвестиционного климата в представлении инвесторов. Нужно проанализировать факторы, формирующие инвестиционный имидж страны, и показать возможные варианты соотношения инвестиционного климата и инвестиционного имиджа.

Международная передача технологии – это межгосударственное перемещение научно-технических достижений на коммерческой и безвозмездной основе. Технологию наряду с трудом можно считать человеческим ресурсом, который самостоятельно или в сочетании с имущественными ресурсами (землей и капиталом) используется для создания товара. В четвертом вопросе следует рассмотреть формы международной передачи технологии на некоммерческой основе. Основной поток передачи технологии в некоммерческой форме приходится на некоммерческую, непатентоспособную информацию – фундаментальные НИОКР, научные открытия, деловые игры. Кроме официальной передачи технологии су-ществует нелегальная – промышленный шпионаж и технологическое пиратство. Основными формами коммерческой передачи технологии являются продажа технологии в материальном виде – станков, агрегатов, оборудования; прямые инвестиции и сопровождающие их строительство, реконструкция, модернизация производства; портфельные инвестиции, если они сопровождаются потоком инвестиционных товаров, а также лизингом; продажа патентов, лицензий на все виды запатентованной промышленной собственности, лицензий на незапатентованные виды промышленной собственности (ноу-хау), секреты производства, технологический опыт, технические документы, инструкции, чертежи, схемы и т. д.; совместное проведение НИОКР, научно-производственная кооперация; инжиниринг.

Важно обратить внимание на механизмы передачи технологии, благодаря которым создаются условия для эффективного международного сотрудничества различных стран мира. Нужно рассмотреть их состав: правовые формы защиты технологии, формы передачи технологии, торговлю лицензиями, оценку объемов передачи технологии; формы: патентные и лицензионные соглашения, ноу-хау, инжиниринг.

Далее важно уяснить, что новые технологии создаются для выхода произведенной на их основе продукции на мировой рынок. Этот процесс регулируется государством. На пути международной передачи технологии стоят весьма серьезные препятствия, более значительные, чем на пути обычной торговли. Нужно рассмотреть причины ограничений по вывозу новейших технологий и механизмы регулирования международной передачи технологий.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Назовите процессы, вызывающие потребность в вывозе капитала.

2. Какие формы миграции капитала вы можете назвать?

3. Что заставляет ссудный капитал постоянно циркулировать на мировой арене?

4. Какова динамика международного движения капитала?

5. Что нового внесли ТНК в стратегии вывоза капитала?

6. Чем отличаются портфельные инвестиции от прямых инвестиций?

7. Каковы мотивы и цели прямых иностранных инвестиций?

8. Каков механизм воздействия прямых иностранных инвестиций на экономический рост и макроэкономическую ситуацию в стране-доноре и стране-реципиенте?

9. Каковы пути государственной поддержки прямых инвестиций?

10. Сформулируйте основные правила международного инвестирования.

11. Какие риски учитываются при анализе инвестиционного климата?

12. Каковы характерные черты инвестиционного климата в России?

13. Как можно улучшить инвестиционный климат в России?

14. Что представляет собой процесс международной передачи технологии?

15. Как может рассматриваться новая технология?

16. Каковы формы международной передачи технологии?

17. Каков механизм международной передачи технологии?

18. В чем заключается международное техническое содействие?

19. На каких принципах строится правовая защита международного обмена информацией и технологиями?

20. Как государство регулирует международную передачу технологии?

21. Каково место России на международном рынке технологии?

Темы докладов и презентаций

1. Долгосрочные ценные бумаги, еврооблигации. Их роль и типы; простые и сложные процентные ставки для привлечения инвесторов.

2. Формы международного кредита и техника его предоставления.

3. Международное движение капитала и динамика экономического роста.

4. Предпринимательский и ссудный капитал и его роль в структурной перестройке производства.

5. Иностранный капитал в экономике России.

6. Роль ПИИ в современной мировой экономике.

Литература

[3, 4, 8, 12 – 14, 16, 20 – 22, 24].

Тема 13. Международная миграция рабочей силы

План семинарского занятия

1. Причины, динамика и формы миграции рабочей силы.

2. Последствия миграции рабочей силы.

3. Регулирование миграционных процессов.

Методические указания

Международная миграция рабочей силы – это процесс перемещения трудоспособного населения из одних стран в другие с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. В первом вопросе важно отметить, что миграция рабочей силы – это объективный процесс, основанный на МРТ. Следует рассмотреть внеэкономические и экономические причины международной миграции рабочей силы. Основная причина такой миграции носит экономический характер и связана с неравномерностью экономического развития различных стран. В странах с ускоренным социально-экономическим развитием всегда обнаруживается нехватка рабочей силы, причем часто – наиболее перспективных профессий. В других странах, с замедленным социально-экономическим развитием, напротив, образуется относительный избыток трудовых ресурсов. Причем разрыв в уровне социально-экономического развития у стран-экспортеров и стран-импортеров достаточно велик. Нужно рассмотреть классификацию международной миграции рабочей силы с точки зрения следующих критериев: по уровню квалификации мигрантов, по времени, по степени законности. Международная трудовая миграция осуществляется в следующих формах: иммиграция, эмиграция, реэмиграция, «утечка умов»; нужно раскрыть их содержание, рассмотреть структуру международной трудовой миграции, динамику данного процесса, указать основные направления миграции, проиллюстрировать на примерах.

Во втором вопросе важно уяснить, что процесс международной миграции рабочей силы нельзя оценить однозначно. Экономические последствия миграции рабочей силы различны для стран, находящихся в разных позициях на меж-дународном рынке труда. Для принимающих стран выигрыши следует расценивать по двум направлениям: исходя из влияния миграционных потоков на внутреннее состояние ее рынков (микроусловия) и на формирование общего хозяйственного климата в стране (макроусловия). На микроуровне возможность получения выигрыша от применения труда иностранных рабочих будет определяться его воздействием на конкурентоспособность фирмы. Нужно сформулировать эти выигрыши. Выигрыши страны макроэкономического порядка многосторонни, они особенно усиливаются, если ей удается увеличить число квалифицированных мигрантов. Важно назвать и рассмотреть выигрыши на макроуровне. Однако, принимая мигрантов, страна должна знать, к каким отрицательным последствиям следует приготовиться, чтобы по возможности нейтрализовать их. Следует выявить выигрыши страны-донора и главные негативные последствия от международной миграции рабочей силы.

В третьем вопросе важно обратить внимание на то, что государственное регулирование международной миграции определяется двумя концепциями: открытой экономики и, соответственно, свободного перемещения трудовых ресурсов и населения и протекционизма и, соответственно, ограничения в области международной миграции. Для того чтобы избежать угроз негативных эффектов миграции рабочей силы и усилить возможность получения наибольших выгод от сложившихся направлений миграционных потоков, страны-реципиенты и страны-доноры проводят специальную миграционную политику. Миграционная полити-ка – это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из нее, представление и лишение гражданства, использование в ней иностранной рабочей силы, создание системы социальной защиты работников-мигрантов, регламентирование потока беженцев.

Нужно сформулировать специфику миграционной политики стран-реципиентов и стран-доноров. Важно раскрыть содержание программ по стимулированию реиммиграции. Миграционная политика как в стране-реципиенте, так и в стране-доноре должна взаимно корректироваться, так как действия стран взаимосвязаны. Следует раскрыть механизм этой взаимосвязи. Взаимосвязанность миграционной политики стала основой ее международного регулирования, которое осуществляется как на двусторонней основе, так и на основе правовых норм и стандартов, отработанных международными организациями. Следует раскрыть основные принципы, на которых строится международное право в сфере трудовой миграции. Нужно рассмотреть деятельность Международной организации труда (МОТ) и ее роль в регулировании межгосударственного перемещения рабочей силы. На примере России нужно раскрыть влияние процесса международной трудовой миграции на экономику страны, особенности миграционной политики в России, количественные и качественные характеристики процесса трудовой миграции в современных условиях.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Каковы главные причины международной миграции рабочей силы?

2. Что представляют собой современные миграционные потоки?

3. Каковы основные центры международной трудовой миграции?

4. В чем заключаются экономические последствия миграции для международной экономики в целом?

5. В чем заключается воздействие эмиграции на экономику страны –экспортера рабочей силы?

6. В чем заключается воздействие иммиграции на экономику страны, принимающей иностранную рабочую силу?

7. Объясните причины введения миграционной политики разного режима привлечения неквалифицированной и квалифицированной рабочей силы.

8. Каковы методы государственного регулирования международной миграции рабочей силы?

9. В чем заключается государственное стимулирование реэмиграции?

10. Каковы тенденции эмиграции из России и миграции в России?

11. Каким образом приток иммигрантов способствует росту совокупного спроса и занятости? Может ли он снижать уровень ВВП?

12. Возможно ли направление миграционного потока из более развитых в менее развитые страны? Если да, то в каких случаях?

13. Как можно перевести нелегальную миграцию в легальную?

14. С какими упущенными возможностями сталкивается страна при запретительной миграционной политике?

15. Почему миграционная политика вводит разный режим привлечения неквалифицированной и квалифицированной рабочей силы?

Темы докладов и презентаций

1. Проблема безработицы и обеспечения занятости рабочей силы в мировой экономике.

2. Проблема «утечки умов»: причины; социально-экономические пос-ледствия для России.

3. Регулирование миграционных процессов на мировом уровне: правовые акты, регулирующие процессы миграции и международные организации.

4. Государственная миграционная политика отдельных стран мира.

5. Влияние эмиграции и иммиграции рабочей силы на экономику стран СНГ.

6. Роль МОТ в регулировании процессов международной миграции.

Литература

[12 – 14, 17, 19, 20 – 22, 24].

Тема 14.Международная валютная система

План семинарского занятия

1. Международная валютная система: понятие, этапы эволюции.

2. Формирование валютного курса.

3. Мировой валютный рынок.

Методические указания

В процессе международного обмена товарами, капиталами, услугами между участниками внешнеэкономических связей возникают международные валютные отношения. Международные валютные отношения определяют как совокупность отношений, складывающихся между странами в ходе совершения международных валютных, расчетных и финансово-кредитных операций. С развитием внешнеэкономических связей сформировалась международная валютная система.В первом вопросе необходимо дать характеристику международной валютной системы (МВС) как совокупности форм организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства. Нужно рассмотреть основные элементы МВС: национальные и коллективные резервные валютные единицы; состав и структуру международных ликвидных активов (СДР); условия взаимной конвертируемости валют; режимы валютных паритетов и валютных курсов; степень валютного регулирования и объем валютных ограничений; формы международных расчетов; режим международных валютных рынков и рынков золота; международные органы, регулирующие валютные отношения.

Нужно показать, что главная задача МВС – регулирование сферы международных расчетов и валютных рынков для обеспечения устойчивого экономического роста, сдерживания инфляции, поддержания равновесия внешнеэкономического обмена и платежного оборота разных стран. Необходимо понять, что МВС является динамично развивающейся системой. Важно рассмотреть основные этапы развития международной валютной системы в соответствии со следующими критериями: период существования; используемый стандарт; режим валютного курса; механизм регулирования, его преимущества и недостатки. Следует выявить особенности современной МВС и тенденции ее развития.

Во втором вопросе важно понять, что помимо мировой валютной системы существуют национальные валютные системы, которые являются частью денежно-кредитной системы государства. Национальная валютная система (НВС) является формой организации валютных отношений страны, определяемой ее валютным законодательством. Особенности НВС определяются степенью развития и спецификой экономики, а также внешнеэкономическими связями страны. Нужно рассмотреть элементы НВС: состав официальных золотовалютных резервов;условия обратимости национальной валюты; валютные ограничения (их наличие или отсутствие); порядок осуществления международных расчетов;режим национального валютного рынка и рынка золота;национальные органы, обслуживающие и регламентирующие валютные отношения в стране. Следует показать взаимосвязь МВС и НВС.

Следует уяснить, что деньги, используемые в международных экономических отношениях, называются валютой, а в международных расчетах используется обычно иностранная валюта – платежное средство других государств. Иностранная валюта покупается и продается на валютном рынке. Функциональную роль мировых денег, обслуживающих международные экономические отношения, в современных условиях выполняют резервные валюты, они служат базой для определения валютного паритета и курса валют других стран, используются для проведения валютной интервенции в целях поддержания курса национальной валюты. Для стран резервный статус их валют имеет как положительные свойства, так и недостатки, нужно показать их.

Формирование валютного курса, определяемого как соотношение между двумя валютами, устанавливается в законодательном порядке или складывается на рынке под влиянием спроса и предложения, следовательно, зависит от множества факторов. Общей основой формирования валютного курса является покупательная способность валюты, в которой отражается средний национальный уровень цен на товары, услуги, инвестиции. Однако конкретная величина валютного курса зависит также от темпа инфляции, разницы в уровнях процентных ставок, состояния платежного баланса. Существенное влияние на валютный курс оказывают деятельность валютных спекулянтов и валютные интервенции (вмешательство Центрального банка (ЦБ) в операции на валютном рынке). В отдельные периоды времени резко возрастает значение такого фактора, как степень доверия к национальной и иностранной валюте, а также ожидания тех или иных изменений в экономической политике страны. Анализ названных факторов должен привести к выводу о возможности как повышения, так и понижения валютного курса. Следует рассмотреть, к каким последствиям это может привести.

Нужно показать классификацию валютного курса в соответствии со следующими признаками: по субъектам; по видам платежных документов;по видам валютных сделок;по характеру регулирования; по отношению к валюте другой страны. Следует дать характеристикуспособов государственного регулирования величины валютного курса: валютные интервенции, дисконтная политика ЦБ, девальвация и ревальвация национальной валюты, протекционистская политика.

В широком смысле валютный рынок трактуется как сфера экономических отношений, возникающих при осуществлении операций по купле-продаже иност-ранной валюты. В третьем вопросе дайте определение валюты в широком и узком смысле. Дайте классификацию валют по критериям: по принадлежности, по возможности выполнять функцию мировых денег, по степени стабильности и конвертируемости. Важно уяснить, что для введения конвертируемости валюты необходимы определенные условия, нужно выявить их. Нужно раскрыть функции валютного рынка: обслуживание международного оборота товаров, услуг и кредита; формирование валютного курса на основе спроса и предложения на валюту; предоставление механизмов защиты от валютных рисков; движение спекулятивных капиталов; инструмент для проведения денежно-кредитной политики ЦБ; клиринговые расчеты. Следует рассмотреть структуру валютного рынка: по критерию времени, по отношению его участников к валютным рискам, по локализации, по институциональным участникам, по критерию его организации.Важно проанализировать особенности мирового валютного рынка на современном этапе его развития, показать роль крупных международных финансовых центров в осуществлении валютных сделок; проанализировать необходимость межгосударственного регулирования валютных отношений в рамках мирового хозяйства, которое осуществляется специализированными организациями – МВФ (Международным валютным фондом), группой Всемирного банка, объединяющей четыре финансовых института: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международную финансовую корпорацию (МФК), Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА), Международную ассоциацию развития (МАР).

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Какую сферу отношений охватывает валютный рынок? Какие функции он выполняет?

2. Дайте сравнительную характеристику этапов развития международной валютной системы.

3. Как вы объясните стремление международного сообщества регулировать валютный рынок?

4. Назовите виды конвертируемости национальной валюты.

5. Проанализируйте преимущества и недостатки эмиссии резервной валюты.

6. На каких принципах строилась валютная система «золотого стандарта» и почему от нее пришлось отказаться?

7. Какие новшества принес золотодевизный стандарт по сравнению с прежней валютной системой? Какие противоречия сопровождали его развитие?

8. Каковы основные элементы и особенности современной международной валютной системы?

9. Перечислите и кратко раскройте суть основных форм международных расчетов.

10. Почему продвижение европейского сообщества к единой валюте проходило под знаком подчинения единым макроэкономическим правилам и принципам регулирования кредитно-денежных и валютных отношений?

11. На какие выигрыши рассчитывает европейский союз, перейдя на единую валюту – евро?

12. Какие внутренние и внешние факторы определяют курс национальной валюты?

13. Какие критерии классификации валютного курса вы знаете?

14. Что определяет спрос и предложение на иностранную валюту?

15. Какие факторы влияют на формирование валютного курса?

16. Как определяется и поддерживается равновесный валютный курс?

17. Какие последствия для страны несет обесценение национальной валюты?

18. Какие последствия для страны можно ожидать при удорожании ее валюты?

19. В каких случаях проводится девальвация национальной валюты?

20. Когда возникает необходимость ревальвации национальной валюты?

21. Покажите роль международных финансовых организаций в регулировании валютно-финансовых отношений между странами.

Темы докладов и презентаций

1. Европейская валютная система.

2. Россия в современной мировой валютной системе.

3. Деятельность Парижского клуба стран-кредиторов и Лондонского клуба банков кредиторов.

4. Валютно-финансовые организации системы ООН и регулирование валютных отношений.

5. Международные расчеты и их формы.

Литература

[6, 8 – 14, 20 – 22, 24].

Тема 15. Платежный баланс как отражение


0395112909936951.html
0395163831172384.html

0395112909936951.html
0395163831172384.html
    PR.RU™